Применение комплекса ПА9 для проектирования объектов машиностроения
Программный комплекс ПА9 (ПК ПА9) как средство проектирования адаптирован к области машиностроения разработкой математических моделей типовых конструктивных элементов различной, в том числе и смешанной физической природы (механической, электрической, гидравлической, газодинамической, тепловой), логических элементов систем управления. Вместе с базовыми элементами комплекса они образуют элементную базу достаточную для решения любых задач анализа проектируемых устройств практически неограниченной сложности. В основу математических моделей типовых конструктивных элементов положены математические зависимости, выражающие фундаментальные физические законы механики, электрических систем, гидро- и газодинамики, тепловых систем, а также инженерные зависимости (например, формулы строительной механики), прошедшие многолетнюю проверку инженерной практикой, и ставшие в силу этого классическими. Это обеспечивает высокую точность, надежность и достоверность получаемых результатов анализа. Последние обеспечиваются также глубоким тестированием математических моделей, всесторонней проверкой их на адекватность в реальных задачах проектирования, экспериментальной проверкой результатов. Анализ проектируемого объекта имеет исчерпывающий характер и дает ответы практически на любые вопросы, возникающие при проектировании. Использование ПК ПА9 при проектировании позволяет исключить изготовление опытного образца проектируемого изделия и его практическую доводку до требуемого уровня качества, т.е физическое моделирование.
Основными функциями ПК ПА9 являются синтез математической модели объекта проектирования по его исходному описанию в виде системы обыкновенных дифференциальных уравнений и интегрирование полученной системы уравнений. Непосредственным результатом интегрирования являются получаемые массивы данных, описывающие динамические процессы в проектируемом объекте (сил, моментов сил, скоростей угловых и линейных, расходов, давлений, температур, электрических токов и напряжений) и информационные процессы (значения логических переменных, аналоговых сигналов). На основе этих данных могут быть определены технические показатели качества проектируемого объекта (прочность, долговечность, точность, энергетика, производительность).
Адаптированный программный комплекс ПА9 позволяет выполнять одновариантный анализ проектируемого объекта с его оценкой на предмет соответствия проектного решения требованиям технического задания; многовариантный анализ проектируемого объекта с целью улучшения проектного решения до соответствия требованиям технического задания, или получения ответа о невозможности удовлетворить требованиям технического задания при выбранной структуре объекта; оптимизацию до получения наилучшего варианта проектного решения.
Математическая модель объекта проектирования синтезируется с помощью графического редактора из математических моделей типовых конструктивных элементов. Инструкция пользователя приведена в документе "Схемный графический редактор ПА9".
Для быстрого освоения программного комплекса ПА9 рекомендуется воспользоваться документом "Учебное пособие для начального освоения программного комплекса анализа динамических систем ПА9".
Методические материалы по синтезу математических моделей машиностроительных объектов проектирования и справочные материалы по математическим моделям типовых конструктивных элементов содержатся в документе "Моделирование машиностроительного оборудования средствами программного комплекса анализа динамических систем ПА9".
Схемный графический редактор ПА9 |
в формате PDF |
в формате HTML |
Учебное пособие для начального освоения программного комплекса анализа динамических систем ПА9 |
в формате PDF |
|
Моделирование машиностроительного оборудования средствами программного комплекса анализа динамических систем ПА9 |
в формате PDF |
|
Внимание! Для просмотра документов формата PDF необходим Adobe Acrobat Reader. Загрузить дистрибутив версии 6.0 для Win/2000/XP можно здесь. (ок. 9 Мб)
Внимание! Внимание! Для запуска ПА9 необходима поддержка вашим браузером Java-аплетов (по умолчанию поддержка Java-аплетов выключена). Для включения поддержки Java-апплетов рекомендуется установить JavaTM 2 Runtime Environment. Загрузить дистрибутив J2RE-1.4.2 для Win/2000/XP можно здесь.(ок. 16 Мб) После инсталляции Java необходимо перезапустить браузер.
На этом сайте в качестве примера приведена математическая модель кривошипного пресса К460 для штамповки деталей из листовых заготовок, с помощью которой выполняются основные расчеты проектируемых машиностроительных объектов. Схема пресса показана на рис. 1 и 2. Поэлементное соответствие схемы пресса и модели показано в табл. 1.
Рис. 1 |
Рис. 2 |
Таблица 1
Номер на рис. 1, 2 |
Элемент |
Обозначение элемента на схеме |
Имя привлеченной модели |
1 | Двигатель асинхронный | DV | DVA |
2 | Клиноременная передача | КРП | KLRMP |
3 | Маховик | МАХОВИК 47, МАССА И СИЛА ТЯЖ. МАХ 710 | М, MV |
25,26,28,30 | Фрикционные пары муфты | FRM1, FRM2, FRM3, FRM4 | FRMT |
27,29 | Шлицевые соединения ведущих дисков | ШЛ.СОЕД.ВДЩ.ДИСКА 1, ШЛ.СОЕД.ВДЩ.ДИСКА 2 | SHLITC |
35,36 | Шлицевые соединения ведомых дисков | ШЛ.СОЕД.ВДМ.ДИСКА 1, ШЛ.СОЕД.ВДМ.ДИСКА 2 | SHLITC |
| Пружины муфты | ПР | К |
31 | Пневмоцилиндр муфты | CLPN | CLPN |
| Подводящая головка муфты | ПОДВОД.ГОЛОВКА | RP32PN |
| Ресивер | RSVR | RSVR |
| Источник сжатого воздуха | КОМПР. | RTPN |
| Выход в атмосферу | АТМ.1, АТМ.2 | RTPN |
| Элемент задержки включения муфты | ZDM | ZD |
34 | Тормоз | ТОРМОЗ | TORMOZ |
| Элемент задержки включения тормоза | ZDТ | ZD |
24 | Подшипник приводного вала | ПОДШ.1 | SHARN2 |
32 | Приводной вал | УЧАСТОК ВАЛА 1, УЧАСТОК ВАЛА 2, УЧАСТОК ВАЛА 3 | FRVL |
35 | Подшипник приводного вала | ПОДШ.2 | SHARN2 |
4 | Быстроходная зубчатая передача | БЫСТРОХ.ЗУБЧ.ПЕРЕД. | ZACPCN |
5 | Тихоходная зубчатая передача | ТИХОХ.ЗУБЧ.ПЕРЕД. | RDN |
| Станина | СТАНИНА | К |
8 | Подшипниковая опора коленчатого вала | ОПОРА КРИВОШИПА | SHARN2 |
7 | Кривошип | КРИВОШИП | BALKA2 |
6 | Кривошипная головка шатуна | КРИВОШ.ГОЛ.ШАТУНА | SHARN2 |
13 | Шатун | ШАТУН | BALKA2 |
20 | Ползунная головка шатуна | ПОЛЗ.ГОЛ.ШАТУНА | SHARN2 |
22 | Вытяжной ползун в направляющих прижимного ползуна | ВЫТЯЖН.ПОЛЗУН | NPR |
| Технологическая сила | ТЕХН.НАГР. | TNGK |
15 | Кулачковый механизм привода прижимного ползуна | КУЛАК | KULMD |
17 | Подшипник ролика кулачкового механизма привода прижимного ползуна | ПОДШ.РОЛИКА | SHARN2 |
18 | Ползун ролика кулачкового механизма в направляющих | ПОЛЗУН РОЛИКА | NPR |
14 | Серьга | СЕРЬГА | BALKA2 |
10 | Коромысло | ПЛЕЧО 1 КОРОМЫСЛА, ПЛЕЧО 2 КОРОМЫСЛА | BALKA2 |
19 | Шатун прижимного ползуна | ШАТУН ПРИЖИМН.ПОЛЗУНА | BALKA2 |
9 | Подшипниковая опора коромысла | ОПОРА КОРОМЫСЛА | SHARN2 |
16 | Шарнир механизма привода прижимного ползуна | ШАРНИР 1 | SHARN2 |
12 | Шарнир механизма привода прижимного ползуна | ШАРНИР 2 | SHARN2 |
11 | Шарнир механизма привода прижимного ползуна | ШАРНИР 3 | SHARN2 |
21 | Шарнир механизма привода прижимного ползуна | ШАРНИР 4 | SHARN2 |
23 | Прижимной ползун в направляющих | ПРИЖИМН.ПОЛЗУН | NPR |
Расчеты выполняются в следующих вариантах:
Внимание! Объем апплета ПА9 составляет ~ 800 кб. При первой загрузке апплета возможны задержки.