4.2. |
Интеллектуальные датчики и исполнительные устройства |
![]() Интеллектуальный лазерный измеритель скорости проката фирмы "Vollmer" (Германия) ![]() Интеллектуальный измеритель толщины проката фирмы "Vollmer" (Германия) ![]() Интеллектуальный пневмопривод компании "Bimba Manufacturing" (США) ![]() Интеллектуальный серводвигатель компании "Festo AG" (Германия) ![]() Асинхронный электропривод с векторным частотным управлением НТЦЭ "Вектор" (Россия) В системах автоматизированного управления обычно имеется большое количество разнообразных датчиков и измерителей физических величин, таких, как температура, давление, расход жидкостей, скорость и т.п. Датчики преобразуют исходную физическую величину в некоторую стандартную величину другой физической природы, как правило, в электрическое напряжение. Преобразование этой промежуточной величины в цифровую форму для дальнейшей обработки на ЭВМ выполняет система ввода/вывода контроллера PLC. Сравнительно недавно появилось и стремительно развивается новое поколение датчиков и измерителей, в которых имеются встроенные контроллеры, осуществляющие необходимые преобразования сигнала. Такой интеллектуальный датчик сам становится элементом вычислительной сети, поддерживающим сетевой протокол и передающим данные в цифровой форме. Часто в контроллере интеллектуального датчика производится предварительная цифровая обработка сигнала, например, коррекция систематической погрешности преобразователя, предварительная фильтрация случайных помех, а также контроль работоспособности. Всё больше технических средств систем автоматизированного управления становятся чисто цифровыми, в которых преобразование физических данных происходит непосредственно в цифровую форму, подготовленную к передаче по каналу связи. Интеллектуальными (со встроенными микроконтроллерами) в системах автоматизированного управления могут быть и другие аппаратные компоненты, в первую очередь исполнительные механизмы и сервоприводы. Интеллектуальный исполнительный механизм способен совершать сложные траекторные движения, контролировать свое состояние и адаптироваться к изменениям внешней среды. Одним из основных принципов, реализованных при создании исполнительных механизмов нового поколения, является перенос функциональной нагрузки от механических узлов к интеллектуальным (электронным, компьютерным и информационным) компонентам, которые гораздо легче перепрограммируются под новые задачи. К числу таких задач относятся изменение и расширение диапазонов регулирования скоростей, ускорений и моментов, развиваемых исполнительным механизмом; координация управления пространственным перемещением данного исполнительного устройства с управлением другими внешними устройствами Примером интеллектуальных исполнительных механизмов могут служить получившие в последнее время широкое распространение в технологических машинах и агрегатах системы векторного частотного управления трехфазными асинхронными двигателями [11]. Как и интеллектуальные датчики, интеллектуальные исполнительные механизмы поддерживают сетевые протоколы и могут участвовать в обмене цифровыми данными как элементы вычислительной сети. |
© А.Восканьянц | ![]() |
![]() |
![]() |