Всероссийская научно-техническая конференция студентов
Cтуденческая научная весна 2009:
Головной учебно-исследовательский и методический центр (ГУИМЦ)
   
Посвященная 75-летию высшего профессионального образования инвалидов в России  

75 лет тому назад было положено начало высшему профессиональному образованию инвалидов по слуху.

МГТУ им. Н.Э. Баумана — единственное учебное заведение, в котором создана система обучения инвалидов по слуху и основано специальное подразделение – Головной учебно-исследовательский  и методический центр профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов по слуху) – ГУИМЦ. Сейчас МГТУ им. Н.Э. Баумана осуществляет уникальный проект интегрированного  образования инвалидов по слуху. Программу двух первых курсов студенты осваивают в небольших группах по 10-12 человек, а после третьего курса переходят в обычные студенческие группы. Под руководством опытных преподавателей студенты изучают общетехнические и специальные дисциплины, предусмотренные программой Университета.

Для студентов-инвалидов существуют различные виды поддержки: сурдоперевод лекций, тьюторинг (индивидуальные консультации по основным предметам), занятия в мультимедийных аудиториях, оборудованных по последнему слову техники.

Кафедра «Инженерная графика» ведет такие базовые дисциплины как начертательная геометрия, техническое черчение, технический рисунок и компьютерная графика. В техническом образовании людей с недостатками слуха язык графики играет особую роль как язык профессионального общения, понятный без вербального сопровождения. Визуальная образованность  помогает глухим студентам в освоении других дисциплин. Геометро-графическая грамотность способствует развитию творческого мышления, что дает глухому инженеру дополнительный шанс к достижению успеха в мире конкуренции. Современные информационные технологии обеспечивают людям с ограниченными возможностями здоровья комфортный путь освоения образовательного пространства.

Развитию творческих способностей студентов помогает их работа в рамках студенческого научно-технического общества и участие в научных конференциях.

Наиболее яркими страницами такой работы, подготовленной с помощью преподавателей кафедры «Инженерная графика», были три тематические конференции: «Геометрия и мир техники» (2005 г.), «Геометрия и мир науки» (2007 г.), «Геометрия и мир искусства» (2009 г.), посвященная 75-летию высшего профессионального образования инвалидов в России.

Геометрия и искусство – что объединяет отточенные абстракции науки и трепетную ткань искусства? Оказывается – многое.

Греки причисляли Геометрию наравне с Музыкой к семи свободным искусствам. По Платону «Геометрия есть познание всего сущего», в том числе и глубинных законов искусства.

Геометрию и Искусство объединяет вдохновение Творчества. «Вдохновение нужно в геометрии так же, как и в поэзии» (А.С. Пушкин). И, конечно, Геометрию и Искусство объединяет Красота

В докладах конференции «Геометрия и мир искусства» студенты  показали, что геометрия – вокруг нас, увидели геометрические формы и закономерности в различных сферах Искусства – Слове, Живописи, Музыке, Театре, Моде.

Оказалось, что с помощью простейших геометрических фигур – точек, отрезков прямых и дуг кривых линий можно сказать: «Остановись, мгновенье!» и запечатлеть на века вдохновенное слово поэта, мелодию композитора, легкие па танца.

Вторая цель работы – расширение поля знаний студентов как в области геометрии, так и в мире искусства.

Они начали свой путь  научного  поиска: работали с книгами, альбомами, искали материал в библиотеке искусств, в Интернете, были в Историческом музее, осваивали графические пакеты.

Из массы собранного материала каждый учился отбирать наиболее существенное и сжимать это в жесткие рамки презентации.

Слабослышащие студенты учились проговаривать осмысленный ими текст, обогащая свой словарный запас. Они учились работать в команде, что так важно будущим инженерам. Они почувствовали себя творцами пусть небольших, но своих оригинальных работ, почувствовали вкус к творчеству, осознали себя творческими личностями. 

Третий аспект этой работы:  в процессе подготовки к конференции студенты раскрылись как многосторонне талантливые личности: они пишут стихи, рисуют, танцуют, играют на различных музыкальных инструментах, фотографируют, увлекаются театром, поют руками. Фейерверк подготовленных работ представлен в данной презентации.

 

 

 
Москва 2009 г.