Лабораторная работа № 5.
Исследование КПД редуктора. Цели и задачи работы: изучение метода экспериментального определения коэффициента полезного действия (КПД) редуктора, получение зависимости КПД редуктора от величины момента сопротивления, приложенного к выходному валу редуктора, оценка параметров математической модели, описывающей зависимость КПД редуктора от момента сопротивления и определение величины момента сопротивления, соответствующего максимальному значению КПД. 5.1.Общие сведения о КПД механизмов.Энергия, подводимая к механизму в виде работы А д движущих сил и моментов за цикл установившегося режима, расходуется на совершение полезной работы А пс т.е. работы сил и моментов полезного сопротивления, а также на совершение работы А т, связанной с преодолением сил трения в кинематических парах и сил сопротивления среды: А д= А пс + А т. Значения А пси А т подставляются в это и последующие уравнения по абсолютной величине. Механическим коэффициентом полезного действия называется отношение:
Таким образом КПД показывает, какая доля механической энергии, подведенной
к машине, полезно расходуется на совершение той работы, для которой машина создана,
т.е. является важной характеристикой механизма машин. Так как потери на трение
неизбежны, то всегда
Редуктор - это зубчатый механизм, предназначенный для уменьшения угловой скорости
выходного вала по отношению к входному. Отношение угловой скорости на входе
Для редуктора уравнение (5.2) принимает вид: Здесь М С и МД - средние значения моментов на выходном и входном валах редуктора. Экспериментальное определение
КПД основано на измерении значений М С и
Мд
и расчете 5.2.Факторы. Определение поля варьирования факторов.Факторами называют параметры системы, которые оказывают влияние на измеряемую величину и могут целенаправленно изменяться в процессе эксперимента. При исследовании КПД редуктора факторами являются момент сопротивления МC на выходном валу и частота вращения входного вала редуктора n2. На первом этапе эксперимента необходимо определить предельные значения факторов,
которые можно реализовать и измерить на данной установке, и построить поле
варьирования
факторов. Приближенно это поле можно построить по четырем точкам. Для этого при
минимальном моменте сопротивления Затем включают тормоз и регулятором
момента устанавливают максимальный момент сопротивления МC max. Регулятором частоты
вращения устанавливают вначале максимальное для данной нагрузки значение частоты
Рис. 5.1 5.3. Выбор модели и планирование эксперимента.В качестве математической
модели исследуемого процесса наиболее часто используют полиномы. В данном случае
для зависимости принимаем полином вида
Задача эксперимента заключается в получении эмпирических данных для вычисления оценок коэффициентов
этой модели. Так как при МС = 0 КПД системы равен нулю, то полином можно упростить,
исключив из него член b 0, который равен нулю. Результаты эксперимента обрабатывают
на ЭВМ по программе "KPD", которая позволяет определять коэффициенты модели
b k
и выводить на печать графики зависимостей: экспериментальной
5.4. Описание экспериментальной установки.Исследование КПД редуктора проводят на установке типа ДП-4. Установка (рис.5.2) содержит объект исследования - редуктор 2 (планетарный, червячный, рядный, волновой), источник механической энергии - электродвигатель 1, потребитель энергии - порошковый электромагнитный тормоз 3, два регулятора: потенциометр 5 регулятора частоты вращения двигателя и потенциометр 4 регулятора момента тормоза, а также устройства для измерения частоты - вращения двигателя (тахометр 6) и крутящих моментов на валу двигателя и тормоза.
Рис.5.2
Рис.5.3 Устройства для измерения моментов двигателя
и тормоза аналогичны по конструкции (рис.5.3). Они состоят из опоры с подшипниками
качения, которая обеспечивает возможность поворота статора 1 и ротора 2 относительно
основания, измерительного рычага с плечом lи,
опирающегося на пластинчатую пружину
4 и стрелочного индикатора 3. Прогиб пружины измеряют с помощью индикатора, значение
прогиба пропорционально крутящему моменту на статоре. Значение момента на роторе
приближенно оценивают по моменту на статоре, пренебрегая моментами трения и вентиляционных
потерь. Для тарировки индикаторов установка комплектуется съемными рычагами 6,
на которые с шагом 5.5. Тарировка индикаторов измерителей моментов.
Тарировка - экспериментальное определение зависимости (аналитической или графической)
между показаниями измерительного прибора (индикатора) и измеряемой величиной (крутящим
моментом). При тарировке измерительное устройство с помощью рычага и груза нагружают
известными по значению крутящими моментами М тi
и регистрируют показания индикатора Рис.5.4
При тарировке находят средние значения показаний индикатора тормоза
Для получения тарировочной зависимости 5.6. Порядок выполнения работы.
Рис.5.5 |