|
Краткое содержание:
Сложные зубчатые механизмы
Механизмы, в которых кинематические
цепи образуют один или несколько замкнутых контуров и в которых входной поток
механической мощности в процессе передачи и преобразования делится на несколько
потоков, а затем суммируется на выходном звене, называются многопоточными механизмами.
Распределение передаваемых усилий по нескольким кинематическим парам уменьшает
нагрузку на элементы пар и позволяет существенно уменьшать габаритные размеры
и массу механизмов. Многозонный контакт звеньев механизма существенно увеличивает
жесткость механизма, а за счет осреднения ошибок и зазоров, уменьшает мертвый
ход и кинематическую погрешность механизма. Однако, за счет образования в структуре
механизма внутренних контуров, число избыточных или пассивных связей в механизме
увеличивается. Поэтому при изготовлении и сборке механизма необходимо либо повышать
точность деталей, либо увеличивать зазоры в кинематических парах.
Сложные зубчатые
механизмы, в которых ось хотя бы одного колеса подвижна, называются планетарными
механизмами. К типовым планетарным механизмам относятся:
В таблице 15.1 приведены структурные схемы типовых планетарных механизмов, а также диапазоны рекомендуемых передаточных отношений и ориентировочные значения КПД при этих передаточных отношениях.
Типовые планетарные механизмы
| № | Структурная схема механизма |
Uред
|
КПД
|
|
1
|
![]() |
3....10 |
0.97....0.99 |
|
2
|
![]() |
7....16 |
0.96....0.98 |
|
3
|
![]() |
25....30 |
0.9....0.3
|
|
4
|
![]() |
30....300 |
0.9....0.3
|
Кинематика рядного зубчатого механизма.
Рядным зубчатым механизмом называется сложный зубчатый механизм с неподвижными осями колес, образованный последовательным соединением нескольких простых зубчатых механизмов. Рассмотрим кинематику рядного механизма составленного из двух зубчатых передач: одной внешнего зацепления и одной внутреннего зацепления. Схема механизма изображена на рис. 15.1.

Напоминание: Для вращательного движения твердого тела относительно оси проходящей через точку А. Примем для размеров масштаб ml, мм/м, а для линейных скоростей - масштаб mV, мм/мЧс-1. Угловая скорость звена i равна
![]() |
Таким образом при графическом кине матическом анализе угловая скорость звена равна произведению тангенса угла наклона прямой распределения лиейных скоростей на отношение масштабов длин и скоростей. |
Аналитическое исследование кинематики рядного механизма
Из основной теоремы зацепления, для первой пары зубчатых колес с внешним зацеплением, можно записать
![]()
для второй пары зубчатых колес с внутренним зацеплением
![]()
Передаточное отношение механизма в целом будет равно:
![]()
Передаточное отношение сложного рядного зубчатого, образованного из нескольких соединенных последовательно простых зубчатых механизмов равно произведению передаточных отношений этих механизмов.
Графическое исследование кинематики рядного механизма
Изобразим в масштабе ml, мм/м, кинематическую схему рядного зубчатого механизма. Нанесем на эту схему линейную скорость точки P1, изобразив ее в произвольном масштабе mV, мм/мЧс-1 отрезком Р1Р'1. Соединим конец этого отрезка точку Р'1 с центрами вращения колес 1 и 2 точками 01 и 02 и получим прямые, определяющие распределение линейных скоростей этих звеньев, для точек лежащих на линии центров. Эти прямые образуют с линией центров соответственно углы y1 иy2 . Точка Р2 является точкой касания начальных окружностей колес 3 и 4. Так как в точке касания начальных окружностей линейные скорости звеньев 2 и 3 равны, а распределение линейных скоростей по линии центров для звена 2 известно, то можно определить отрезок Р2Р'2,который изображает скорость точки Р2 в масштабе mV, мм/мЧс-1. Соединив прямой точку Р'2 с центром вращения звена 3 получим прямую распределения линейных скоростей для точек звена 3, лежащих на линии центров. Угол, который образует эта прямой с линией центров, обозначим y3 . Угловые скорости звеньев определятся из этой схемы по формулам
![]()
Передаточное отношение, рассматриваемого рядного зубчатого механизма, будет равно
![]()
Формула Виллиса.
Формула Виллиса выводится на основании основной теоремы зацепления и устанавливает
соотношение между угловыми скоростями зубчатых колес в планетарном механизме.
Рассмотрим простейший планетарный механизм с одним внешним зацеплением (см.
рис. 15.3). Число подвижностей в этом механизме равно
то
есть для получения определенности движения звеньев механизма необходимо сообщить
независимые движения двум его звеньям. Рассмотрим движение звеньев механизма
относительно стойки и относительно водила. Угловые скорости звеньев в каждом
из рассматриваемых движений приведены в таблице 15.2.

В движении звеньев относительно водила угловые скорости звеньев равны угловым скоростям в движении относительно стойки минус угловая скорость водила. Если в движении относительно стойки ось зубчатого колеса 2 подвижна, то в движении относительно водила оси обоих зубчатых колес неподвижны. Поэтому к движению относительно водила можно применить основную теорему зацепления.
Движение механизма относительно стойки

Движение механизма относительно водила

То есть можно записать выражение, которое называется формулой Виллиса для планетарных механизмов
![]()
Кинематическое исследование типовых планетарных механизмов графическим и аналитическим методами.
1. Двухрядный механизм с одним внутренним и одним внешним зацеплением.
Дано: Кинематическая схема механизма - ri , числа зубьев колес - zi ; _______________________________________________
Определить: Передаточное отношение механизма - ?

Аналитическое определение передаточного отношения.
В планетарном редукторе, изображенном на рис.15.4 на звене 2 нарезаны два зубчатых венца:
z2 , который зацепляется с зубчатым венцом z1 звена 1;
z3 , который зацепляется с внутренним зубчатыми венцом z4 звена 3.
По формуле Виллиса отношение угловых скоростей звеньев для внешнего зацепления колес z2 и z1
![]()
для внутреннего зацепления колес z4 и z3
![]()
Перемножим, правые и левые части этих уравнений, и получим

Графическое определение передаточного отношения.
В системе координат ri0V построим треугольники распределения линейных скоростей звеньев. Для этого из точки А с ординатой r1 в выбранном произвольном масштабе mV, мм/мЧс-1 отложим отрезок a a'. Через конец этого отрезка и начало координат проведем прямую, которая определит распределение скоростей для точек звена 1, лежащих на оси ri. Эта прямая образует с осью ri угол y1. Так как в точке с скорости звеньев 2 и 3 равны между собой и равны нулю, то соединяя точку с с прямой с точкой a', получим линию распределения скоростей для звена 2. Так как точка принадлежит звеньям 2 и h, то ее скорость определяется по лучу с a' для радиуса равного rB = (r1+r2), что в масштабе mV, мм/мЧс-1 соответствует отрезку bb'. Соединяя точку b' с началом координат прямой, найдем линию распределения скоростей для водила. Эта линия образует с осью ri угол yh. Передаточное отношение планетарного механизма определенное по данным графическим построениям можно записать так
![]()
2. Однорядный механизм с одним внутренним и одним внешним зацеплением.

Аналитическое определение передаточного отношения.
По формуле Виллиса отношение угловых скоростей звеньев для внешнего зацепления колес z2 и z1 :
![]()
для внутреннего зацепления колес z2 и z3:
![]()
Перемножим, правые и левые части этих уравнений, и получим:

Графическое определение передаточного отношения.
![]()
3. Двухрядный механизм с двумя внешними зацеплениями.

Аналитическое определение передаточного отношения.
В планетарном редукторе, изображенном на рис.15.6 на звене 2 нарезаны два зубчатых венца:
z2 , который зацепляется с зубчатым венцом z1 звена 1;
z3 , который зацепляется с внутренним зубчатыми венцом z4 звена 3.
По формуле Виллиса отношение угловых скоростей звеньев для внешнего зацепления колес z2 и z1 :
![]()
для внешнего зацепления колес z4 и z3:
![]()
Перемножим, правые и левые части этих уравнений, и получим:

Графическое определение передаточного отношения.

4. Двухрядный механизм с двумя внутренними зацеплениями.

Аналитическое определение передаточного отношения.
В планетарном редукторе, изображенном на рис.15.6 на звене 2 нарезаны два зубчатых венца:
z2 , который зацепляется с зубчатым венцом z1 звена 1
; z3 , который зацепляется с внутренним зубчатыми венцом z4 звена 3.
По формуле Виллиса отношение угловых скоростей звеньев для внутреннего зацепления колес z2 и z1 :
![]()
для внутреннего зацепления колес z4 и z3:
![]()
Перемножим, правые и левые части этих уравнений, и получим:

Графическое определение передаточного отношения.
![]()
Кинематическое исследование пространственных планетарных механизмов методом планов угловых скоростей.
Рассмотрим этот метод исследования на примере планетарного механизма конического дифференциала заднего моста автомобиля. На рис. 15.8 изображена схема механизма и планы угловых скоростей.

Планы угловых скоростей строятся в соответствии с векторными уравнениями:
|
w2=w1+w21; w4=w3+w43 |
w3=w2+w32; w5=w3+w53 |
Вектора относительных угловых скоростей направлены по осям мгновенного относительного вращения:
w21- по линии контакта начальных
конусов звеньев 2 и 1;
w32- по оси шарнира С;
w43- по линии контакта начальных конусов звеньев
4 и 3;
w53 - по линии контакта начальных конусов звеньев
5 и 3.
Вектора абсолютных угловых скоростей направлены по осям кинематических пар, которые образуют звенья со стойкой:
w2 - по оси пары В ;w1
- по оси пары А ;
w4 - по оси пары Е ; w5
- по оси пары D .
Направление угловой скорости сателлита 3 определяется соотношением величин угловых скоростей w2 и w32 .
Рассмотрим три режима движения автомобиля:
Для того, чтобы в условиях низкого сцепления колес с грунтом, уменьшить опасность их пробуксовывания в дифференциалы автомобилей высокой проходимости включают элементы трения или блокировки.