ЗАДАНИЕ № 5

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ МНОГОШПИНДЕЛЬНОГО ТОКАРНОГО АВТОМАТА

Краткое описание работы механизмов токарного автомата

Многошпиндельный горизонтальный токарный автомат. схема которого изображена на рис. 3—1, предназначается для обработки деталей из прутков. Вращательное движение от электродвигателя 1 через ременную передачу 2 с диаметрами шкивов d1 и d2 и зубчатые передачи z1-z2, z3-z4 передается центральному валу 3 и далее через зубчатую передачу z14—z15 шпинделям 4 с закрепленными в них заготовками. Механическая характеристика двигателя изображена на рис. 5—2. Движение от электродвигателя 1 передается также через двухрядный планетарный редуктор (z5, z6, z7, z8) и зубчатую передачу z9-z10 к распределительному валу 5, на котором закреплены кулачки 8, 8', 8" для привода соответственно продольного суппорта 9, механизма 11 подачи прутков и поперечных суппортов 10, несущих инструмент. От распределительного вала 5 через зубчатую передачу z11-z12-z13 и мальтийский механизм 67 осуществляется периодический поворот шпиндельного блока. Водило 6 мальтийского механизма закреплено на одном валу с зубчатым колесом z13, а мальтийский крест 7 выполнен за одно целое со шпиндельным блоком. Фиксирование блока во время обработки деталей производится специальным механизмом, не показанным на чертеже. После окончания одной операции заготовка в результате поворота мальтийского креста переходит в следующую позицию н обрабатывается другим инструментом.    Во время холостых движений (подача и зажим прутка, поворот шпиндельного блока и др.), предшествующих рабочей части цикла, распределительный вал вращается с большей скоростью, что достигается переключением на другую кинематическую цепь. не показанную на схеме.  

Рис. 5—1. Схема токарного автомата.

    Последовательность движении мальтийского механизма поворота шпиндельного блока и кулачкового механизма поперечного суппорта представлена на рис. 5—3.При проектировании и исследовании механизмов автомата считать известными параметры, приведенные в табл. 5—1.

Рис. 5—2. Механическая характеристика электродвигателя.

Рис. 5—3. Циклограмма работы механизмов автомата.

Объем и содержание курсового проекта

Лист 1. Проектирование мальтийского механизма поворота шпиндельного блока и определение закона движения вала электродвигателя

1.     Определение основных размеров звеньев мальтийского механизма поворота шпиндельного блока по заданным условиям (lo, zш).

2.     Построение диаграмм: приведенного момента сил, работы, приведенного момента инерции масс и угловой скорости вала электродвигателя за время одного цикла установившегося режима работы.

3.     Определение коэффициента неравномерности вращения вала электродвигателя (d) и максимального значения движущего момента Мдmax при установившемся режиме работы.

Основные результаты расчета привести в табл. 1—1 (Приложение I).

Примечание. 1. За звено приведения сил и масс рекомендуется принять, вал электродвигателя.

2.     Ширину паза креста мальтийского механизма принять h-=0,030 м.

3.     Веса звеньев механизма и их моменты инерции даны ориентировочно.

4.     Числа зубьев колес z11=z13; z14=2z15.

Лист 2. Силовой расчет мальтийского механизма с учетом динамических нагрузок

1.     Определение углового ускорения звена приведения по уравнению движения в дифференциальной форме (на основании исследования, выполненного на листе 1 проекта) в положении механизма, соответствующем заданному углу jс.Определение линейных ускорений центров тяжести и угловых ускорений звеньев.

2.     Построение картины силового нагружения механизма.

3.     Определение сил в кинематических парах механизма.

4.     Оценка точности расчетов, выполненных на листах 1 и 2 проекта, по уравнению моментов или уравнению сил для ведущего или ведомого звена механизма.

Основные результаты расчета привести в табл. 1—2а (Приложение I).

Лист 3. Проектирование кулачкового механизма поперечного суппорта (рис. 5—4а)

1. Построение кинематических диаграмм толкателя (перемещения, скорости, ускорения) с учетом заданного закона изменения скорости толкателя (рис. 5—4б). Расчетное число оборотов кулачка принять равным nш=const.

2. Определение основных размеров кулачкового механизма наименьших габаритов с учетом заданного максимально допустимого угла давления q.

3.     Построение профиля кулачка (центрового и конструктивного).

4.     Построение диаграммы изменения угла давления в функции угла поворота кулачка.

Основные результаты расчета привести в табл. 1—3 (Приложение I).

Лист 4. Проектирование зубчатой передачи и планетарного редуктора

1.     Выполнение геометрического расчета эвольвентной зубчатой передачи z9, z10 (рис. 5—1).

2.     Построение схемы станочного зацепления при нарекании колеса с меньшим числом зубьев и профилирование зуба (включая галтель) методом сгибания.

Рис. 5—4 a) Схема кулачкового механизма поперечного супорта б) Закон изменения скорости толкателя кулачкового механизма

3.     Вычерчиванне схемы зацепления колес с указанием основных размеров и элементов колес и передачи.

4.     Проектирование планетарного редуктора (подбор чисел зубьев) по передаточному отношению iBS=wv/wd редуктора на рабочем ходу автомата и числу сателлитов. Допустимое отклонение i±5%. Колеса планетарного редуктора нулевые; модуль колес принять равным единице.

б.     Определение передаточного отношения, линейных скоростей и чисел оборотов звеньев спроектированного редуктора графическим способом.

Основные результаты расчета привести к табл. 1—4 (Приложение I). 

Исходные данные. Таблица 5-1.

 

ц/п
Наименование  параметра Обозначение Единица СИ Численные значения для вариантов
А
Б 
В 
Г 
Д 
1 Число шпинделей zш ---- 4 4 5 6 6
2 Число оборотов шпинделя nш об/с 5,01 5,84 6,68 7,51 8,35
3 Число оборотов электродвигателя nд об/с 24,04 24,04 24,04 24,04 24,04
4 Число оборотов распределительного вала на рабочем ходу nр р об/с 0,05 0,05 0,06 0,06 0,05
5 Число оборотов распределительного вала на рабочем ходу nр х об/с 0,17 0,2 0,25 0,3 0,33
6 Расстояние между осями водила и креста мальтийского механизма lO м 0,50 0,51 0,52 0,53 0,54
7 Момент на валу двигателя при числе оборотов nд=24,04 об/с (Mд)ном Н·м 12 14 21 22 21,5
8 Момент сопротивления (от силы резания), приложенный к одному шпинделю при рабочем ходе Mш Н·м 15 16 17,5 13 11,5
9 Момент сопротивления (от силы резания), приложенный к шпиндельному блоку на холостом ходу M5 Н·м 280 300 320 340 360
10 Момент сил трения остальных звеньев, приведенный к валу двигателя Mтпр Н·м 2 2 2,5 2,5 3
11 Вес одного шпинделя Gш Н 500 600 700 650 750
12 Момент инерции одного шпинделя относительно его оси Iш кг·м2 0,1 0,12 0,14 0,16 0,18
13 Расстояние между осями шпиндельного блока и шпинделя rш м 0,2 0,2 0,25 0,25 0,3
14 Вес шпиндельного блока (со шпинделем) G6 Н 5000 5500 6000 6500 7000
15 Момент инерции шпиндельного блока относительно его оси I6 кг·м2 18 19 20 21 22
16 Приведенный к валу двигателя момент инерции остальных масс I0пр кг·м2 3,5 4,8 6,4 7,5 8,0
17 Маховой момент ротора двигателя mDд2 кг·м2 4 5 6 6,1 6
18 Момент водила 6 мальтийского механизма с зубчатым колесом z13 G13 Н 120 150 180 200 220
19 Момент инерции звена 6-13 относительно оси вращения I13-0 кг·м2 0,11 0,13 0,15 0,17 0,19
20 Координата центра тяжести звена 6-13 lOS м 0,4l 0,4l 0,4l 0,4l 0,4l
21

Угловая координата звена 6 для силового расчета

j6 рад 1,15 1,25 1,08 1 1,33
22 Радиус начальной окружности колеса 13 (для силового расчета) r13 м 0,15 0,15 0,15 0,15 0,15
23 Ход поперечного суппорта 10 (толкателя кулачкового механизма)
H м 0,02 0,022 0,024 0,026 0,028
24 Эксцентриситет толкателя l м 0,006 0,008 0,010 0,012 0,014
25 Угол рабочего профиля кулачка d рад 2,67 2,83 3 3,17 3,34
26 Максимально допустимый угол давления q рад 0,50 0,50 0,53 0,58 0,58
27 Число зубьев колес 9,10 z9 ---- 14 15 13 16 12
z10 ---- 28 30 26 32 24
28 Число сателлитов планетарного редуктора K ---- 1 1 1 1 1
29 Модуль зубчатых колес 9,10 m мм 3 3 3,5 3,5 4
30 Диаметры шкивов ременной передачи d1 м 0,20 0,22 0,24 0,25 0,28
d2 м 0,35 0,37 0,39 0,41 0,43
31 Параметры исходного контура реечного инструмента a рад 0,35 0,35 0,35 0,35 0,35
ha* ---- 1 1 1 1 1
c* ---- 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25