ЗАДАНИЕ № 15
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПОРШНЕВОГО ДЕТАНДЕРА
Краткое описание установки "Поршневой детандер - генератор"
Детандерами называются машины, служащие для создания холода за счет внешней работы, совершаемой расширяющимся газом. Детандеры широко применяются в технике глубокого холода.
Детандер
высокого давления
(рис.15—1)—вертикальная
одноцилиндровая машина простого
действия. Основным механизмом
детандера является
кривошипно-ползунный механизм,
состоящий из коленчатого вала 1,
шатуна 2 и поршня 3. Рабочее
тело — воздух, сжатый до давления рmax,
поступает в цилиндр детандера 4
через впускной клапан 8. При
движении поршня вниз сжатый воздух
расширяется, производя работу.
Рабочий цикл детандера совершается
за один оборот коленчатого вала.
Изменение давления в цилиндре
детандера в зависимости от
положения поршня представлено
индикаторной диаграммой (рис. 15—2),
данные для построения которой
приведены в табл. 15-2. Рабочее тело
удаляется из цилиндра после
расширения через выпускной клапан 11.
Клапаны открываются принудительно
посредством штоков-толкателей 7
и 10. Кулачки впуска 6 и выпуска 9
насажены на коленчатый вал
детандера. Схема кулачкового
механизма привода впускного
клапана изображена на рис. 15—3, а
закон изменения ускорения
толкателя кулачкового механизма —
на рис. 15—4.
Работа детандера воспринимается генератором электрического тока 14. Маховик-шкив 12, насаженный на коленчатый вал, передает движение шкиву генератора с помощью клиноременной передачи 18. Коленчатый вал снабжен двумя противовесами 5.
При проектировании и исследовании механизмов детандера считать известными параметры, приведенные в табл.15—1.
В установке «поршневой детандер-генератор» (рис. 15—1) отсутствуют зубчатая передача и планетарный редуктор, проектирование которых провести по дополнительному заданию (Приложение III, рис. III—1, табл. III—1).
Рис. 15-1. Схема установки поршневого
детандера с генератором
Лист 1. Проектирование основного механизма детандера и определение закона его движения
Основные результаты расчета привести в табл. 1—1 {Приложение I).
Примечание. Веса звеньев механизма и их моменты инерции даны ориентировочно.
Рис. 15—2. Индикаторная диаграмма
детандера
Лист 2. Силовой расчет основного механизма детандера с учетом динамических нагрузок.
Лист 3. Проектирование кулачкового механизма привода впускного клапана
Примечание. Полученный минимальный радиус кулачка (r0) согласовать с заданным диаметром коленчатого вала (d к в = 0,120 м), на котором закрепляется проектируемый кулачок.
По условиям прочности r0>=(0,035 +d к в/2).
Основные результаты расчета привести в табл. I—3 (Приложение I).
Рис. 15—3. Схема кулачкового
механизма впускного клапана
Лист 4. Проектирование зубчатой передачи и планетарного редуктора
Основные результаты расчета привести в табл. 1—4 (Приложение I).
Рис. 15—4. Закон изменения ускорения
толкателя кулачкового механизма
Исходные данные Таблица 15-1.
№ п/п |
Наименование параметра | Обозначение | Единица СИ | Числовые значения для вариантов | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
А | Б | В | Г | Д | ||||
1 | Средняя скорость поршня | vср | м/с | 1,53 | 2,53 | 1,80 | 2,10 | 1,76 |
2 | Отношение длины шатуна к длине кривошипа | lAB/lOA | - | 4,80 | 4,75 | 4,65 | 4,85 | 4,90 |
3 | Отношение расстояния от точки А до центра тяжести шатуна к длине шатуна | lAS2/lAB | - | 0,25 | 0,26 | 0,24 | 0,25 | 0,26 |
4 | Диаметр цилиндра | d | м | 0,080 | 0,070 | 0,075 | 0,070 | 0,065 |
5 | Число оборотов коленчатого вала | n1 | c-1 | 4,26 | 6,68 | 5,01 | 6,18 | 5,51 |
6 | Максимальное давление воздуха в цилиндре | Pmax | МПа | 11,772 | 18,639 | 12,753 | 14,715 | 19,620 |
7 | Вес шатуна | G2 | Н | 290 | 240 | 260 | 230 | 210 |
8 | Вес поршня | G3 | Н | 500 | 410 | 450 | 400 | 360 |
9 | Момент инерции шатуна относительно оси, проходящей через его центр тяжести | I2S | кг·м2 | 0,737 | 0,730 | 0,725 | 0,710 | 0,685 |
10 | Момент инерции коленчатого вала (без маховика) | I10 | кг·м2 | 4,2 | 4,8 | 3,5 | 2,5 | 5 |
11 | Коэффициент неравномерности вращения коленчатого вала | d | - | 1/25 | 1/30 | 1/28 | 1/30 | 1/27 |
12 | Угловая координата кривошипа для силового расчета (рис. 15-1) | j1 | град | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 |
13 | Угол рабочего профиля кулачка | dраб | град | 60 | 65 | 55 | 60 | 70 |
14 | Ход толкателя кулачкового механизма | h | м | 0,008 | 0,009 | 0,008 | 0,007 | 0,009 |
15 | Максимально допустимый угол давления в кулачковом механизме | [q] | град | 35 | 36 | 36 | 35 | 38 |
Значения давления в цилиндре компрессора в долях максимального давления Pmax в зависимости от положения поршня. Таблица 15-2.
Путь поршня (в долях хода Н) | Sb/H | 0 | 0,05 | 0.1 | 0.2 | 0.3 | 0.4 | 0.5 | 0.6 | 0.7 | 0.8 | 0.9 | 1.0 |
Давление воздуха (в долях от Pmax) | Pmax | Для хода поршня вниз | |||||||||||
1,60 | 1,00 | 1,00 | 0,00 | 0,92 | 0,70 | 0,54 | 0,44 | 0,36 | 0,32 | 0,30 | 0,20 | ||
Для хода поршня вверх | |||||||||||||
1,60 | 1,34 | 1,16 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0.20 |