Зубчатая передача - это механизм, который с помощью зубчатого зацепления передает или
преобразует движение с изменением угловых скоростей и моментов.
Зубчатые передачи применяют для преобразования и передачи вращательного
движения между валами с параллельными, пересекающимися и перекрещивающимися
осями, а также для преобразования вращательного движения в поступательное и
наоборот.
Зубчатые передачи между параллельными валами
осуществляются цилиндрическими колесами с прямыми, косыми и шевронными зубьями
(рис. а-г). Передачи между валами с пересекающимися осями осуществляются
обычно коническими колесами с прямыми и круговыми зубьями (рис. а-з),
реже тангенциальными зубьями (рис. ж). Зубчатые передачи для
преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот
осуществляются цилиндрическим колесом и рейкой (рис. д).
а)
б)
в)
г)
д)
е)
ж)
з)
Конические зубчатые колеса применяют в передачах между валами, оси которых расположены под углом. Основное применение имеют передачи с пересекающимися под прямым углом осями, которые приведены ниже.
а - с прямыми
б - с косыми
в - с круговыми зубьями
Цилиндрическая передача новикова.
Рекомендуемая последовательность проектирования цилиндрической зубчатой передачи.
1. Ознакомиться с исходными данными и условиями работы зубчатой передачи.
2. Ознакомиться с параметрами нормального исходного контура, а при проектировании
передачи с косыми зубьями определить параметры торцового исходного производящего контура.
3. При заданном межосевом расстоянии aw рассчитать
требуемые коэффициенты смещения x1 и x2, а при свободном выборе
межосевого расстояния назначить коэффициенты смещения с учетом условий работы
передачи и соответствующих рекомендаций. При наличии на кафедре подготовленных
программ вычислений геометрических показателей качества передачи подготовить
исходные данные и ввести их в ЭВМ и получить распечатки результатов вычислений.
4. Результаты вычислений геометрических показателей качества передачи представить в
графической форме. Наложить ограничения по подрезу зуба, относительной толщине
зуба по вершине, коэффициенту перекрытия, условию выравнивания коэффициентов
удельного скольжения и определить зону допустимых значений коэффициентов
смещения. Выбрать в этой зоне расчетные значения коэффициентов смещения x1 и x2.
При отсутствии возможности использования ЭВМ выбор x1 и x2
можно выполнить с помощью блокирующих контуров, приведенных в приложении 3 к ГОСТ 16532 - 70.
5. Рассчитать параметры зубчатой передачи и зубчатых колес, используя
микрокалькулятор или программу вычислений на ЭВМ.
6. Рассчитать размеры постоянной хорды и высоты до постоянной хорды для контроля
положения разноименных профилей зубьев.
7. Рассчитать геометрические показатели для проверки качества зацепления.
8. Выполнить построение станочного зацепления с шестерней z1 с выявлением профиля
переходной поверхности зуба, окружности граничных точек, активного профиля
исходного контура, радиуса кривизны в граничной точке профиля зуба.
9. Вычертить зубчатое зацепление колес z1 и z2, на котором показать
основные размеры.
10. Составить таблицу параметров (основные данные, данные для контроля и справочные
данные), помещаемую на чертеже зубчатых колес в соответствии с требованиями
ЕСКД (ГОСТ 2.403 - 73 - ГОСТ 2.405 - 75).
11. По схеме зацепления колес замерить необходимые отрезки и рассчитать
коэффициенты удельного скольжения в точках активной линии зацепления Bp1Bp2 и построить их графики.