ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ
По курсу теории механизмов и механика машин выполняются два домашних задания. Первое посвящается структурному и кинематическому исследованию плоского рычажного механизма, второе – силовому расчету этого же механизма. Задания выполняются графо-аналитически и с использованием стандартных программ на ПЭВМ.
Исходными данными первого задания (см. раздел iv) являются кинематическая схема механизма, а также скорость и ускорение одного из звеньев для конкретного его положения, определяемого углом . Числовые значения длин звеньев и заданных кинематических параметров даны в таблицах исходных данных к заданиям.
Требуется: определить число степеней свободы механизма и число избыточных связей в нем, провести его структурный анализ по Л.В.Ассуру и устранить избыточные связи, выполнить кинематическое исследование его, определив линейные скорости и ускорения точек звеньев, угловые скорости и ускорения звеньев, передаточные функции скоростей точек и звеньев. Кинематическое исследование заданного рычажного механизма рекомендуется выполнить графическим методом – методом планов скоростей и ускорений. Этот метод прост, нагляден и дает возможность быстрого контроля расчетов, выполненных на ЭВМ. Поэтому такой метод имеет широкое распространение в инженерной практике. Базируется этот метод на графическом решении векторных уравнений, связывающих скорости и ускорения отдельных точек звеньев механизма. Эти уравнения составляются на основе теорем о плоском движении тела и сложном движении точки.
Порядок выполнения первого задания:
Масштаб длин будет (в миллиметрах на метр); масштаб плана скоростей
(в миллиметрах на метр-секунду в минус первой степени), масштаб плана ускорений
(в миллиметрах на метр-секунду в минус второй степени)
Длина отрезка (в миллиметрах), изображающая на схеме начальное звено, берется произвольно. Но целесообразно брать ее кратной реальной длине звена. Размеры остальных звеньев находятся с учетом выбранного масштаба длин. Последовательность построения схемы механизма дана в разделах i и ii.
;
здесь – число всех звеньев, включая стойку;
– число подвижных звеньев;
– число низших одноподвижных (вращательных и поступательных) кинематических пар;
– число высших двухподвижных кинематических пар (в рычажных механизмах их нет). Полученное число степеней свободы механизма соответствует числу начальных звеньев с заданными кинематическими параметрами, так как только в этом случае остальные звенья будут двигаться вполне определенным образом относительно стойки. Число избыточных связей в механизме находят (по формуле А.П.Малышева)
где ,
,
– число трех-, четырех-, пятиподвижных кинематических пар.
При изучении характера движения звеньев и вида кинематических пар особое внимание следует обратить на сложное движение: сочетание относительного поступательного с переносным вращательным.
Построение планов скоростей начинают со звена, закон движения которого задан. Определяют скорость точки этого звена, составляют векторное уравнение, связывающее эту скорость со скоростями точек смежного звена, и устанавливают какие векторы известны по величине, какие и по величине, и по направлению или какие только по направлению. Рекомендуется векторы, известные по величине и по направлению, подчеркивать двумя чертами, а известные только по величине или только по направлению – одной чертой. Здесь же отмечают буквами направление векторов. Если в векторном уравнении только два неизвестных, то оно решается, и его графическим решением будет план скоростей. Стрелки векторов на плане проставляют в строгом соответствии с записанным уравнением, соблюдая правило векторного суммирования; при этом относительные скорости проходят вне полюса, а начала векторов абсолютных скоростей всегда находятся в полюсе. Из построенного плана находят отрезки, пропорциональные скоростям точек, и, зная масштаб , определяют скорости, а направление скоростей - из плана.
Если известны абсолютные скорости двух точек одного и того же звена, то скорость третьей точки, лежащей с ними на одной прямой, находят пропорциональным делением (например, точка s2). Для этого на плане скоростей отрезок относительной скорости делят искомой точкой в том же соотношении, в котором соответствующая точка делит реальное звено на схеме механизма. Длину искомого отрезка определяют из пропорции (отношение длин на звене механизма равно отношению отрезков на плане скоростей). Соединяя полученную точку с полюсом, находят отрезок искомой абсолютной скорости.
Абсолютную скорость третьей точки звена, не лежащей на одной прямой с двумя другими его точками, скорости которых известны, определяют методом подобия. Для этого на плане скоростей на отрезке известной относительной скорости строят треугольник, подобный тому, который имеется на схеме механизма, соблюдая одинаковое направление прочтения букв по вершинам треугольника на плане скоростей и на механизме. При этом стороны подобных треугольников взаимно перпендикулярны. В итоге построения получается треугольник, составленный вершинами относительных скоростей. Соединяя построенную вершину треугольника с полюсом, находят отрезок искомой абсолютной скорости.
Если два звена образуют поступательную кинематическую пару, то для определения абсолютной скорости точки одного из этих звеньев, геометрически совпадающей в данный момент с точкой другого звена (скорость которой известна), используют векторное уравнение сложного движения. Абсолютная скорость искомой точки складывается из переносной и относительной составляющих; вектор переносной скорости обычно известен.
Зная линейные скорости точек, определяют угловые скорости звеньев по величине и по направлению.
План ускорений строят на основе векторных уравнений в той же последовательности, что и план скоростей. Каждый из векторов представляют нормальной и касательной
составляющими. При этом нормальное ускорение всегда известно по величине (так как план скоростей построен) и направлению (к центру вращения), а касательное перпендикулярно ему и неизвестно по величине. В этих уравнениях также дважды подчеркивают снизу векторы, известные по величине и по направлению. Так, для вектора
, направленного от точки С к точке В (центр относительного вращения), внизу пишут С® В.
На плане ускорений начало вектора абсолютного ускорения всегда находится в полюсе, а вектор относительного ускорения проходит вне полюса.
Метод пропорционального деления и метод подобия применяют только для полных относительных ускорений. При этом подобную фигуру следует строить на плане по трем сторонам, величина одной из которых известна, а две другие определяют из соответствующих пропорций, соблюдая одинаковое направление обхода при чтении букв по вершинам фигуры, составленной из полных относительных ускорений плана, и фигуры на звене механизма.
Полное ускорение точки, совершающей сложное движение, состоит из переносного, относительного и кориолисового ускорений. Последнее обусловлено тем, что звенья, имеющие линейную относительную скорость , совершают вращательное движение с угловой скоростью
вокруг мгновенного центра вращения. Для плоского механизма
, так как в этом случае
. Направление находят по правилу Жуковского поворотом вектора
на 90° в направлении угловой скорости
. Определив из плана касательные ускорения, подсчитывают величины угловых ускорений e звеньев и определяют их направления.
Кинематические передаточные функции скоростей точек и звеньев механизма (первая производная от функции положения по ) являются характеристиками только геометрии самого механизма и не зависят от скорости начального звена. Это позволяет использовать их для оценки кинематических возможностей механизма при изучении его динамики. Величины передаточных функций скоростей могут быть определены через отрезки плана скоростей и длины звеньев. Например,
или
, где
- передаточное отношение (передаточная функция угловой скорости).
Исходными данными второго задания (см. раздел iv) являются: кинематическая схема механизма (та же, что и в первом), линейные ускорения центров масс звеньев и угловые ускорения звеньев; массы звеньев и их моменты инерции относительно осей, проходящих через центры масс, внешние силы. Числовые значения этих параметров приведены в исходных данных к заданиям, а величины ускорений определены при выполнении первого задания.
Требуется определить: реакции (силы) в кинематических парах (без учета трения) и неизвестный внешний силовой фактор (момент или силу).
Эти силы необходимо знать для выполнения расчетов на прочность, жесткость, виброустойчивость, а также для оценки необходимой мощности двигателя.
Порядок расчета второго задания:
Силовой расчет двухповодковых структурных групп рекомендуется выполнять в такой последовательности:
Векторные уравнения для определения скоростей, ускорений, сил записываются на основных листах, а результаты вычислений заносятся в таблицы (см. рисунки и таблицы разделов i и i i ). Все пояснения к построениям и расчеты выполняют в расчетно-пояснительной записке.
Для расчета на ЭВМ рекомендуется использовать один из диалоговых программных комплексов (diada, САРЦМ, БЛОМСАР).
Ввод исходных данных в каждом из них осуществляется в диалоге. ЭВМ рассчитывает кинематические передаточные функции элементов механизма для ряда его последовательных положений, траекторий точек, связанных со звеньями, определяет реакции в кинематических парах.