Эвольвентным зубчатым колесом называют звено зубчатого
механизма, снабженное замкнутой системой зубьев. При проектировании зубчатого колеса вначале
нужно определить его число зубьев z, а затем определить параметры зубьев. Для
этого нужно произвольную окружность колеса ry разделить на z
частей, каждая из которых называется окружным шагом py.
2 * p * ry = py * z
2 * ry = ( py / p ) * z = my * z = dy
где my = py / p = dy
/ z - модуль зацепления по окружности произвольного радиуса.
Модулем зацепления называется линейная величина в
p раз меньшая окружного шага или отношение шага по любой концентрической
окружности зубчатого колеса к p, то есть модуль - число миллиметров диаметра
приходящееся на один зуб.
Делительная окружность - окружность зубчатого колеса, на которой
модуль и шаг принимают стандартное значение.
Шаг p - расстояние по дуге окружности между одноименными
точками профилей соседних зубьев.
Угловой шаг t - центральный угол соответствующий
дуге p - окружному шагу по делительной окружности.
Угол профиля a - острый угол между касательной к
профилю в данной точке и радиусом - вектором, проведенным в данную точку из центра колеса.
Шаг колеса делится на толщину зуба sy и ширину впадины ey.
 Толщина зуба sy - расстояние по дуге окружности
ry между разноименными точками профилей зуба. Ширина впадины
ey - расстояние по дуге окружности ry между
разноименными точками профилей соседних зубьев.
 Инвалюта - угол развернутости эвольвенты.
Понятие об исходном, исходном производящем и производящем контурах.
Для сокращения номенклатуры режущего инструмента
стандарт устанавливает нормативный ряд модулей и определенные соотношения между размерами
элементов зуба. Эти соотношения определяются :
По ГОСТ 13755-81 значения параметров исходного контура
должны быть следующими :
Станочное зацепление.
Станочным зацеплением называется зацепление, образованное
заготовкой колеса и инструментом, при изготовлении зубчатого колеса на зубообрабатывающем
оборудовании по способу обката. Схема станочного зацепления колеса и инструмента с производящим
контуром, совпадающим с исходным производящим контуром, изображена на рис.5.3.
Линия станочного зацепления - геометрическое
место точек контакта эвольвентной части прфиля инструмента и эвольвентной части профиля
зуба в неподвижной системе координат.
Смещение исходного производящего контура x * m -
кратчайшее растояние между делительной окружностью заготовки и делительной прямой исходного
производящего контура.
Уравнительное смещение Dy * m -
условная рассчетная величина, введенная в расчет геометрии зацепления с целью обеспечения
стандартного радиального зазора в зацеплении ( величина, выражающая в долях модуля уменьшение
радиуса окружностей вершин колес, необходимое для обеспечения стандартной величины радиального
зазора ).
Окружность граничных точек rl -
окружность проходящая через точки сопряжения эвольвентной части профиля зуба с переходной
кривой.
Классификация зубчатых колес по величине смещения.
В зависимости от расположения исходного производящего
контура относительно заготовки зубчатого колеса, зубчатые колеса делятся на нулевые или без
смещения, положительные или с положительным смещением, отрицательные или с отрицательным
смещением (рис.5.4).
Цилиндрическая эвольвентная зубчатая передача.
Два зубчатых колеса с одинаковым модулем и с числами
зубьев соответствующими заданному передаточному отношению образуют зубчатую передачу или
простейший зубчатый механизм. В этом трехзвенном механизме зубчатые колеса образуют между
собой высшую пару, а со стойкой низшие пары.Зубчатая передача, кроме параметров образующих
ее колес, имеети собственные параметры : угол зацепления aw,
межосевое расстояние aw, воспринимаемое смещение y * m,
и уравнительное смещение Dy * m. Передаточное отношение механизма
u12, числа зубьев колес z1 и z2,
начальные окружности rw1 и rw2 ( или
центроиды ) и межосевое расстояние aw связаны между собой следующими
соотношениями :
aw = rw1 + rw2 ;
u12 = rw2 / rw1 ;
aw = rw1 * ( 1 + u12 ) ;
rw1 = aw / ( 1 + u12 ) ;
rw2 = rw1 - aw .
Изобразим схему зацепления эвольвентной зубчатой передачи (рис.5.5).
Межосевое расстояние aw -
кратчайшее расстояние между осями колес.
g - линия зацепления ( N1N2 ).
ga - активный участок линии зацепления
( B1B2 ).
ga f - активный участок
линии зацепления, соответствующий контакту на ножке зуба ведущего колеса.
ga a - активный участок
линии зацепления, соответствующий контакту на головке зуба ведущего колеса.
Полюс зацепления P - мгновенный центр относительного
вращения звеньев, образующих кинематическую пару.
Угол зацепления aw - острый угол
между касательной к профилю в данной точке и радиусом - вектором, проведенным в данную точку из
центра колеса.
Угол перекрытия ja w -
угол на который повернется колесо за время зацепления одной пары зубьев.
Коэффициент торцевого перекрытия ea
- величина отношения угла перекрытия к его угловому шагу.
ea = ja
/ t = lB1B2 / pB ;
Воспринимаемое смещение y * m - кратчайшее расстояние
между делительными окружностями зубчатых колес.
Примечание : Более подробно познакомиться с
основными определениями и рассчетными зависимостями можно в лекциях по курсу ТММ №12, №13.